Обучение чтению ребенка: лучшие методики
Своевременное и легкое обучение чтению является составной частью общего образования детей. В распоряжении родителей и учителей есть несколько проверенных практикой методик. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, именно на них ориентируются при выборе подходящего способа.
Обучение чтению по кубикам Зайцева
Автором этого популярного подхода является Николай Александрович Зайцев. Он предлагает осваивать чтение, опираясь на склады – сочетания букв, которые встречаются в русском языке. Они написаны на сторонах кубиков. Это может быть отдельная буква или пара из гласной и согласной, согласной и твердого или мягкого знака.
Кубики Зайцева хороши тем, что для них нет ограничений по возрасту. Обучать можно как годовалого ребенка, так и пятилетнего. От родителей не требуется специальной подготовки. Эта простая и удобная методика позволяет:
- Проводить занятия в игровой форме.
- Развивать цветовое восприятие мира.
- Ускорять речевое развитие.
- Учить гиперактивных неусидчивых детей.
- Развивать мелкую моторику.
Недостатком такого подхода является то, что малыши иногда «проглатывают» окончания слов и плохо понимают фонетический состав. Эти минусы приходится прорабатывать и исправлять уже в школе.
Методика Глена Домана
Способ, разработанный на Западе, был адаптирован в России лишь в 90-х годах благодаря работе педагога А.А. Маниченко. Принцип обучения состоит в том, что ученик сразу воспринимает слово целиком, а не по частям. Для этого используют карточки, на которых предмет одновременно написан и нарисован. Малышу несколько раз в день показывают рисунок и четко проговаривают его название. Плюсы метода Домана достаточно весомы:
- Запоминание возможно уже в раннем возрасте.
- Чтение происходит в виде игры.
- Развивается отличная память.
- Происходит разностороннее развитие.
Однако при выборе такого способа чтения стоит помнить о некоторых упущениях. Во-первых, детишки плохо справляются с разбором слов по составу. Во-вторых, в будущем возможны проблемы с грамотностью. В-третьих, такое обучение требует огромного количества карточек.
Методика Эльконина-Давыдова
Эта систему начал разрабатывать советский психолог Д.Б. Эльконин, а продолжил – В.В. Давыдов. Методика используется для дошкольников-шестилеток и учеников 1-4 классов. Ребенку для изучения предлагается пройти путь от звука к букве. То есть на первых «безбуквенных» уроках дети занимаются звуковым анализом. Для этого используются графические модели, схемы слов. Плюсами такого метода являются:
- Умение делать фонетический разбор слова.
- Развитие теоретического мышления.
- Быстрая адаптация к новым условиям.
- Способность находить выход из сложной ситуации.
- Повышение уверенности в своих силах.
Школьник занимает позицию исследователя на уроке, учится высказывать свое мнение. Это развивает не только речь, но и творческие способности. Однако методика Эльконина-Давыдова сложна для маленьких чтецов, так как в ней много теоретических понятий. Кроме того, она больше подходит для учеников с логическим складом мышления.
Методика Монтессори
Чтобы учиться читать по этому способу, необходимо иметь специальный дидактический материал. На картонные прямоугольники наклеивают вырезанные из шершавой бумаги буквы. Сначала ребенок обводит ее пальчиком, затем повторяет за взрослым звук. После этого карточки вставляют в подготовленные рамки, составляя слоги и слова. Методика Монтессори выигрывает за счет:
- Игрового подхода к обучению.
- Развития мелкой моторики рук.
- Параллельного освоения письма.
- Развития логики, мышления, памяти.
К недостаткам педагоги относят то, что чтение требует большого количества наглядного материала. Кроме того, эффект от занятий выше, если они проходят в группе. В домашних условиях соблюсти все условия обучения порой бывает сложно.
Обучение по слогам
В основе лежит традиционная система читать по слогам. Для этого ребенка сначала знакомят со всем алфавитом. Затем переходят на составление слогов и только после этого составляют из слогов слова. В помощь родителям есть множество красочных букварей, которые облегчают понимание звукопроизношения. К изучению букв можно приступать, как только малыш начинает понятно говорить. Плюсы данного метода очевидны, так как он:
- Не требует дорогой материальной базы.
- Позволяет заниматься в домашних условиях.
- Помогает избавляться от дефектов речи.
При всей простоте у слоговой системы есть недостатки. Многие дети долгое время не понимают, как из букв складываются слоги и слова. Отрицательный отпечаток накладывает разное произношение букв и звуков: малышу приходится объяснять разницу.
Каждая методика чтения хороша по-своему. Прежде чем сделать выбор, родителям нужно познакомиться с сутью каждой, оценить достоинства и недостатки. Если есть сомнения, то желательно посоветоваться с педагогами, у которых есть опыт в этой области. Объективный взгляд поможет определиться и сделать обучение не только эффективным, но и простым.