А ваш почтовый сервер не в спам-листе? Как это проверить
После отправления письмо проходит несколько стадий проверки — модератором почтовой службы, спам-фильтрами, настройками почтового сервиса получателя. На каждом этапе рассылку могут развернуть и определить как спам. В ходе проверки смотрят на репутацию отправителя — можно ли ему доверять, не рассылает ли он подозрительный контент? Если у вашего почтового домена надежная репутация, рассылку пропустят, в ином случае можно попасть в черный список.
Что такое черные списки
Это базы IP-адресов и доменов, которых уличили в отправлении спама. Блэклисты лежат на серверах, к ним обращаются все почтовые провайдеры. Черных списков много. Попадания в один из них хватит, чтобы ухудшить репутацию отправителя. Почтовые сервисы заблокируют рассылку или отправят ее в спам.
Как почтовые сервисы определяют репутацию отправителя
У каждого почтового провайдера свои критерии для оценки, но можно выделить четыре параметра, которые влияют на репутацию:
- Качество базы подписчиков — активные адреса без ботов, спам-ловушек, недействительных аккаунтов и пользователей, которые не соглашались на рассылку. Покупка или парсинг базы исключены.
- Содержание письма — тексты, изображения, верстка, дизайн.
- Процент отписок и жалоб.
- Настройки аутентификации IP или домена.
Последний параметр — технический. Для подтверждения репутации нужно указать служебные записи DMARC, SPF, DKIM. Они отвечают за идентификацию отправителя и служат в качестве цифрового паспорта. Сервис «Почта для домена» от Mail.ru для бизнеса помогает с настройками рассылки. В момент подключения домена пользователю расскажут, какие параметры нужно указать. Сервис проверит работу домена и предупредит об ошибках.
Четыре популярных блэклиста
- Spamhaus. Им пользуются все почтовые сервисы. Алгоритмы черного списка проверяют свою базу и добавляют в нее домены, попавшиеся на нарушениях. Техническая поддержка работает оперативно. В службе вы можете уточнить, почему оказались в блэклисте. Если сообщить о решении проблемы, техподдержка быстро уберет домен из своей базы.
- Spamcop. Вырос до сервиса жалоб. Пользователь сообщает о подозрительной рассылке. Сервис проверяет ее, добавляет в блэклист, если это спам, и уведомляет отправителя о санкциях.
- SORBS. Популярный блэклист среди компаний — основные почтовые службы его не смотрят. В сервисе много спам-ловушек, которые часто приводят в черный список новые домены. Дружелюбная техподдержка поможет исправить проблему и потом удалит адрес из блэклиста.
- URIBL. Предлагает суровые условия — несколько попаданий в блэклист, и ваш домен останется там навсегда. Выбраться будет очень тяжело. Но и попадают туда только за явные нарушения, поэтому URIBL ценится среди почтовых провайдеров.
Как проверить, не угодил ли почтовый сервер в черные списки
У каждого блэклиста есть свой сайт с поиском по базе. Некоторые сервисы продают доступ. Но популярные черные списки — бесплатные. Проверьте свой IP-адрес или домен в Spamhaus и URIBL. Для начала этого будет достаточно. Введите свой адрес — блэклист сразу выдаст результаты проверки. Зеленый цвет означает отсутствие в блэклисте, а красный покажет, в каком списке находится ваш адрес и что нужно сделать для его удаления.
Если есть права администратора на домене, загляните в логи отправки. Это ответ сервера, который принял письмо. Если адрес в блэклисте, вы увидите это в логах. Там будет ссылка на черный список.
Если не хотите возиться с проверкой по каждому блэклисту, запускайте сервисы проверок — MxToolBox или Mail-tester. Они проверят ваш адрес по 100 чёрным спискам.
Выводим IP или домен из спам-листа
Если вы исправите ошибки и в течение 2-3 недель, будете отправлять корректные и полезные письма, вас исключат из базы. Но это небыстрый процесс — из базы вас могут убрать через пару дней или несколько недель. Чтобы ускорить его, стоит обратиться в техническую поддержку. Оставьте запрос на вывод из блэклиста, и представители техподдержки пришлют ссылку на форму удаления. Spamhaus просит указать IP-адрес или домен, а также почтовый ящик, с которого отправляются письма. Техподдержка проверит данные и уберет вас из своей базы, если ошибки уже исправлены.
Что делать, чтобы не попасть в блэклист
Проверьте свои рассылки по четырем параметрам, о которых мы писали вначале. Начните с технической части и проверьте настройки. Потом посмотрите базу подписчиков. Почистите ее от устаревших и неактивных аккаунтов. Прогоните через валидаторы, которые уберут дубли, ботов и битые ссылки. Устраивайте такие проверки несколько раз в год. Подписчики, полученные нелегальным путем, не увеличат конверсию и не принесут прибыль. Зато они станут основанием отправить вашу рассылку в спам.
Избегайте спам-ловушек. Для этого используйте Double opt-in — двойное подтверждение согласия на рассылку. Чтобы стать вашим подписчиком, пользователю необходимо подтвердить подписку по ссылке в сообщении, которое вы ему отправили. Адреса-ловушки сделать этого не смогут. Зато они автоматически подпишутся на рассылку без Double opt-in.
Проверьте содержимое письма. В нем не должно быть спам-слов, а тексты набраны стандартными шрифтами. Съехавшая верстка, проблемы с загрузкой картинок, вложенные файлы — все это вынудит подписчика пожаловаться на рассылку. Чем больше жалоб и отписок, тем выше вероятность оказаться в блэклисте.
Вывод
Если ваш IP или домен попал в черный список, не нужно создавать новый адрес. Из него можно выбраться — достаточно исправить нарушения, из-за которых вы попали под санкции. Но еще лучше не попадать в блэклисты. Для этого проверяйте содержание рассылок перед отправкой и чистите базу подписчиков. Следите за настройками IP или домена. Если отправляете письма через Sendbox, на проблемы с настойками вам укажет сам сервис.