Дистанционное обучение и его связь с появляющимися компьютерными технологиями в совокупности открывают многообещающие перспективы для сферы образования. Однако на практике такая комбинация часто не соответствует тому, чего она пытается достичь. Некоторые трудности появляются в самом начале проектирования электронного обучения, а другие – только в момент внедрения.

Основные проблемы
Развитие информационных технологий и технический прогресс, происходящий на наших глазах, позволяют использовать новые формы обучения, в которых центр тяжести обучения смещен с учителя на ученика. Такую форму обучения называют «дистанционной». Основное оборудование здесь – интернет, компьютер с соответствующим программным обеспечением, веб-камера.
Было бы странно утверждать, что у дистанционного обучения нет недостатков. Конечно, их довольно много, но они не превышают его достоинств. Причем с проблемами в повседневной работе сталкиваются как разработчики онлайн-курсов, так и сами ученики.

Процесс внедрения и реализации несет в себе риск неудачи. Основные проблемы, с которыми можно столкнуться при работе в сфере электронного обучения, можно разделить на группы-барьеры.
Человеческие барьеры
- Отсутствие компьютерных навыков.
- Отсутствие навыков использования Интернета – как инструмента для поиска информации и обмена информацией через чаты, дискуссионные форумы и др.
- Отсутствие мотивации.
- Отсутствие систематичности и самодисциплины.
- Неспособность применить полученные знания на практике.

Технические барьеры
- Отсутствие сети или ее низкая пропускная способность – и, как следствие, трудности с эффективным использованием учебных материалов.
- Затраты на покупку модема или апгрейда компьютера.
- Сбои в сети – перебои в доступе к Интернету.
- Отсутствие доступа к телекоммуникационной инфраструктуре, необходимой, например, для видеоконференций.

Корпоративные барьеры
- Непрофессиональное преподавание.
- Отсутствие инициативы учиться и брать на себя ответственность за собственное профессиональное развитие.
- Отсутствие времени на учебу из-за чрезмерной работы.
- Отсутствие внутреннего маркетинга в компании, направленного на электронное обучение.
- Недооценка знаний и навыков в системе ценностей компании.
- Риск того, что эффекты и знания после завершения курса не будут соответствовать предполагаемым целям обучения.
Что вы думаете по поводу дистанционного обучения? Как относитесь к этому? Технология, несомненно, будет продолжать совершенствоваться, но человеческий фактор никуда не денется.