Пользователи Windows 10 часто сталкиваются с различными сбоями в системе после переустановки ОС, ее апгрейда, обновления конкретных драйверов. Один из них связан с функционированием микрофона. Он может не работать в некоторых приложениях (например, Skype, Viber, Zoom) или в целом на ПК.
Проверка устройств записи
Прежде чем приступать непосредственно к решению проблемы, когда не работает микрофон Windows 10, рекомендуется проверить, установлен ли он по умолчанию в качестве основного устройства.
Важно! Используя компьютер, следует в первую очередь обследовать разъем в системном блоке, возможно, штекер вставлен неправильно или не в нужный разъем, либо же на проводе есть перегиб и, соответственно, утрачен полноценный контакт. А если наушники с микрофоном имеют один коннектор, требуется наличие совмещенного входа/выхода, которым оснащен далеко не каждый ПК и ноутбук.
Через Панель управления
Первый шаг очень простой:
- Вызвать окно «Выполнить» с помощью клавиш Win+R, вписать команду control panel – «Enter».
- Откроется Панель управления, где в поисковую строку (вверху справа) ввести слово «звук» без кавычек, на экране отобразится результат поиска.
- Кликнуть по найденному параметру «Звук», и откроется новое окно со свойствами. Перейти на вкладку «Запись». В списке будет нужный вариант.
- Если выключен, активировать его включение. Далее щелкнуть по названию правой кнопкой мышки, выбрать свойства.
- Во вкладке «Общие» есть пункт «Применение устройства», в списке будет только два варианта, выбрать «Использовать это устройство (вкл.)». Применить изменение.
- Перейти на «Уровни» для настройки: установить громкость (по желанию) и усиление (от +11.0 до +13.0 дБ).
- Для сохранения настроек нажать на кнопку «Ок».
Есть вероятность, что микрофона не будет в списке, тогда можно попробовать кликнуть правой кнопкой мыши по свободному месту в окне свойств и включить показ скрытых и отсоединенных устройств.
Через Диспетчер устройств
Если в свойствах «Звука» (см. п.3) отсутствует устройство, необходимо посмотреть, установлен драйвер или нет:
- Клацнув по значку «Пуска» правой кнопкой мышки, выбрать «Диспетчер устройств». В списке найти «Звуковые, игровые и аудиоустройства» и раскрыть данный раздел.
- Звуковой драйвер обычно идет первым в списке и имеет название Realtek High Definition Audio (RHDA).
- После раскрыть раздел «Аудиовходы и аудиовыходы». В списке должен быть микрофон.
- Если слева от RHDA стоит иконка со стрелкой вниз – он отключен. Для включения клацнуть по нему правой кнопкой мышки и активировать опцию «Включить устройство».
Важно! Когда в «Звуковых, игровых и аудиоустройствах» рядом с RHDA стоит желтый треугольник, значит, проблема кроется в драйвере, и необходимо его обновить или повторно установить.
Установка в качестве устройства по умолчанию
Иногда проблема возникает, если RHDA на ПК не является основным устройством. Для изменения данной опции:
- В «Панели управления» открыть свойства «Звука» вышеуказанным методом.
- Щелкнуть по названию правой кнопкой и активировать «Использование по умолчанию».
В результате на значке появится галочка в зеленом круге, подтверждающая успешное завершение установки.
Установка нового устройства
Чтобы поменять установленный по умолчанию микрофон на новый, необходимо:
- Открыть «Параметры» путем зажатия комбинации клавиш Win+I. Перейти в «Систему» – «Звук».
- В пункте «Ввод» выбрать из списка устройство ввода, которое теперь будет использоваться на ПК.
Устранение неполадок
Данная системная функция поможет настроить и улучшить качество звука. Для ее активации:
- В «Панели управления» выбрать «Устранение неполадок».
- Активировать инструмент «Устранение неполадок звукозаписи».
- Откроется окно диагностики неполадок. Нажать «Далее».
- Выбрать из предложенных вариантов устройство, которое программа будет проверять. Нажать на кнопку «Далее».
- Запустится процесс обнаружения проблем. Внести требуемые изменения, следуя подсказкам на экране.
Также для диагностики конкретного сбоя можно перейти по пути «Параметры» – «Обновление и безопасность» – «Устранение неполадок».
Настройка
Может быть такая ситуация, что драйвер установлен, RHDA опознан, но все равно не работает. В этом случае нужно включить микрофон в настройках конфиденциальности Windows 10. Как это сделать:
- Из «Параметров» (Win+I) перейти в раздел «Конфиденциальности» – «Микрофон».
- Проверить, включен или отключен доступ для этого ПК, нажатием на кнопку «Изменить». Переместить ползунок в состояние «Вкл.».
- Также разрешить приложениям использовать микрофон, передвинув ползунок вправо.
- Здесь же (ниже) включается работа микрофона для отдельных приложений.
Если в параметрах звука все опции выставлены правильно, но в каком-то приложении не работает микрофон, нужно изучить звуковые настройки именно этой программы.
Слабый звук или его нет
Обычно проблема заключается в том, что были установлены слишком слабые настройки звука. Чтобы это исправить, необходимо повторно открыть свойства устройства и перейти на вкладку «Уровни».
Установить громкость на желаемом уровне, добавить усиление и убедиться, что кнопка звука справа от ползунка не отключена.
Устранение посторонних шумов
Это – одна из частых проблем со звуком. В «Уровнях» следует убрать усиление, поставив значение 0, и применить действие. А в дополнительных параметрах нужно опробовать разные форматы – из тех, которые предлагает система. Значения количества каналов, битности и частоты в гигагерцах зависят от ПК или ноутбука.
Во вкладке «Улучшение» происходит выбор звуковых эффектов. Отметить галочкой пункт «Неотложный режим». Также здесь могут отображаться другие параметры, в зависимости от модели ПК или ноутбука. Вкладка «Улучшение» может даже отсутствовать.
Проверка качества работы
Последний этап настройка микрофона в Windows 10 – проверка его работы:
- Во вкладке «Прослушать» есть опция «Прослушивать с данного устройства», поставить там галочку.
- Сказать что-нибудь, система оценит качество звука, и тогда можно будет сделать некоторые корректировки.