Заметки сисадмина

Почему маркетплейсы захватывают рынок

Почему маркетплейсы захватывают рынок

Летним теплым вечерком 2000 года до нашей эры, разумеется, ты заканчиваешь делать покупки на местном рынке и следуешь домой. Так можно было описать первые маркетплейсы в истории человечества. Рынки существовали практически у всех народов, а в Египте были прерогативой женщин, в то время как мужчины ткали, работая дома.

Само слово «маркет» происходит от латинского «меркатус» или «рыночная площадь». Такие площади занимали несколько улиц города и имели линейную либо централизованную структуру. Рынки могли быть как с товарами общего назначения, так и специализированной тематики.

Почему маркетплейсы захватывают рынок - Изображение 3
Изображение из открытого доступа

В современной истории человечество сохранило рыночную систему и даже неплохо усовершенствовало ее в области удобства и практичности для конечного потребителя. Мы можем проследить историю развития современных гигантов Amazon и eBay, начавших свой путь в далеком 1995 году. Формально их можно отнести к первым современным маркетплейсам. Отметилась и китайская платформа Alibaba 1999 года создания.

Так почему же маркетплейсы так популярны сегодня?

Современный маркетплейс – классический посредник в цепи покупатель-продавец, предоставляющий свою площадку как место совершения сделки, а также осуществляющий финансовое посредничество. Сегодня можно найти много таких сайтов при выборе практически любого товара: начиная от кухонной посуды и заканчивая недвижимостью.

Площадки, как правило, предоставляют различные дополнительные функции сравнения и анализа рыночных предложений. Можно с легкостью определить минимум и максимум ценовой политики, а также скорость доставки в различных магазинах.

Почему маркетплейсы захватывают рынок - Изображение 4
Изображение из открытого доступа

Сегодня не составит никакого труда проанализировать цены на путешествие, не обращаясь в кассы. Минимум действий, и сложный маршрут, состоящий из нескольких типов транспорта составлен маркетплейсом, на основе анализа различных перевозчиков и потребностей клиента.

Сильные стороны и положительные результаты

Как удобно, можно заниматься собственным бизнесом, не отвлекаясь на промоушен и рекламу. Не болит голова о способах приема денег и заключения договоров с банками и прочей бюрократии современной жизни. Шей свои кожаные кошельки и сумочки, да только успевай обрабатывать и отправлять заказы довольным клиентам.

Есть необходимость оплачивать комиссию с продаж, но я не могу отнести это к негативным сторонам – маркетплейс все же выполняет возложенные на него обязанности: приводит покупателей и помогает найти им именно то, что они ищут.

Почему маркетплейсы захватывают рынок - Изображение 5
Изображение из открытого доступа

Маркетплейсы, такие как Ozon или Яндекс.Маркет, помимо электронной поддержки продавцов также оказывает услуги складирования и логистики, что немаловажно для новых небольших команд-энтузиастов, решивших заняться продажами.

Слабые стороны и негативный опыт

Помните различные сайты-дорвеи или лэндинги-однодневки, которые с таймером обратного отсчета прямо требовали от вас покупку? Многие из их основателей перебрались на маркетплейсы и создают там аккаунты-однодневки. Они продают под видом брендовых товаров подделки, сделанные некачественно и зачастую без гарантии. Главное успеть продать максимально много в очень короткий срок.

Возвраты вряд ли будут приниматься или как-то обрабатываться фидбеки от покупателей. Стоит очень внимательно относиться к выбору продавца на подобных площадках – обращайте внимание на его рейтинг и давность регистрации. Чужие отзывы тоже могут быть полезны, если явно не «пахнут» заказухой.

Почему маркетплейсы захватывают рынок - Изображение 6
Изображение из открытого доступа

Что же со стороны продавца?

Знакома ли вам ситуация появления конкурента в сфере, в которой вы себя уверенно чувствуете? А что, если конкурент это и есть маркет-площадка? Условия борьбы уже неравные!

Выпускает стартап-фабрика успешную модель кроссовок, делает людей спортивными, а работников фабрики обеспеченными, но в один день узнаешь, что Amazon вдруг решил также заняться обувным бизнесом и произвел свою партию кроссовок, явно схожих с вашей наработкой, по значительно меньшей цене. Качество хуже, а материалы проще? А клиента устраивает.

Так и произошло с американской компанией Allbirds. Ситуация не единичная, и, к сожалению, не имеет решения. Таким образом, площадка абсолютно бесплатно имеет множество статистических и аналитических данных, которые могут быть использованы ею для быстрого и уверенного входа на рынок любых товаров.

Другая сторона проблемы – поток клиентов с торговых площадок может легко вскружить голову и остановить собственные усилия по привлечению и главное удержанию покупателей. Увлекшись работой над оформлением собственной странички и зарабатыванию рейтинга и ачивок на площадке, можно легко и быстро вылететь в трубу в связи с блокировкой аккаунта (по любым причинам).

Изображение из открытого доступа

Стоит помнить, что, развивая магазин на площадке, вы развиваете чужой бизнес и чужой бренд. Стоит уделять внимание собственному бренду независимо.

А покупателям какой с этого прок?

Выбирая подушку на современном электронном рынке не забывайте о правильном подходе сортировки и реально важных параметрах поиска. Профессиональный продавец спросит вас не о цвете подушки, как это сделает площадка для скорой продажи, а о способе сна – подушка для сна на боку или на спине?

Выбирайте с умом, и любой маркетплейс принесет только приятный опыт шопинга.

Что вы больше предпочитаете: покупать на маркетплейсе или конкретном онлайн-магазине?

Комментарии
Максим Орлов

Ваш покорный слуга - компьютерщик широкого профиля: системный администратор, вебмастер, интернет-маркетолог и много чего кто. Вместе с Вами, если Вы конечно не против, разовьем из обычного блога крутой технический комплекс.

Оставить комментарий

Ваш Email адрес не будет опубликован. Все обязательные поля обозначены *